Часто ли родители задумываются над тем, как воспринимают дети их слова, поступки, в целом ситуацию в семье?
Взрослые не замечают за собой много того, что может расстроить ребенка, не замечают их переживаний, страданий.
Чтобы немножко приоткрыть тайны детской души, ребят младшего школьного возраста попросили закончить предложения, касающиеся взаимоотношений с родителями. Среди ответов большинство, конечно, позитивные, но встречаются и такие, которые отзываются болью в сердце. Очень уж многие дети не чувствуют себя счастливо в своих семьях по самым разным причинам. Хотелось бы привести фактические ответы, чтобы родители, прочитав их, задумались и, возможно, постарались сделать жизнь своих детей капельку счастливее, радостнее, чтобы они чувствовали себя нужными и любимыми.
Вот как дети заканчивали предложенные фразы.
· Моя семья и я… - "добрая"; "дружная"; "хорошая"; "любим праздники"; "самая счастливая"; "любим друг друга"; "это самая умная и сильная семья в мире" и др.
· Лучшим другом в семье я считаю... - "маму"; "папу"; "брата"; "сестру"; "кота Кузьку (Ваську, Ксюшу)"; "соседей с 1-го этажа"; "себя самого"; "никого" и др.
· Я хотел(а) бы, чтобы мой папа… - "был дома по будням"; "жил с нами"; "был силачом"; "чаще калымил"; "играл со мной"; "был всегда со мной"; "вернулся назад в семью"; "был немного добрее"; "очень-очень меня любил"; "не пил"; "нашелся и приехал"; "оставался таким же" и др.
· Я хотел(а) бы, чтобы моя мама… - "была чуть подобрее"; "не болела"; "получала на работе больше денег"; "была такой же красивой"; "поменьше спала"; "поддерживала меня"; "родила мне сестру"; "не ругалась/не злилась"; "была еще лучше"; "была радостная"; "была самой лучшей во всем мире" и др.
· Моя семья обращается со мной как с… - "взрослым"; "ребенком"; "маленьким"; "хорошим человеком"; "дочкой/сыном"; "умным и хорошим ребенком"; "умным человеком" и др.
· Я люблю своих родителей, но… - "хотелось бы, чтобы папа вернулся назад"; "не очень"; "хочу, чтобы они меня очень любили"; "они мало времени проводят со мной"; "они не играют со мной"; "не люблю, когда они меня ругают"; "маму люблю больше всех"; "папа был бы подобрее"; "иногда обижаюсь на них"; "они любят больше моего брата"; "они не такие уж добрые"; "я люблю больше дядю"; "я их не так часто вижу"; "не очень, но все равно люблю"; "мне не нравится их поведение"; "они меня тоже любят" и др.
Приводя эти высказывания детей, хотелось бы в очередной раз призвать родителей - и еще маленьких детей, и подростков, и уже взрослых, задуматься над тем, а друзья ли мы своим детям, или они больше доверяют соседям, одноклассникам или коту Ваське?
Мы идем рядом: родители, педагоги и дети. Нам кажется - мы знаем о них все: и что они любят, а что нет, и какие они есть, и какими станут. Мы внимательно вглядываемся в еще расплывающиеся и мягкие очертания характера, проступающего в их лицах. Мы уверены: они нас не видят, т.к. смотрят в другую сторону. И вдруг мы удивлены. Да, дети увлекаются, играют, смеются. Но их зоркие глаза не упускают ни наших слов, ни нашего тона, ни нашего взгляда. Нельзя забывать: рядом с нами зорко смотрит на нас - даже тогда, когда он играет - и постигает нас, а через нас - весь мир маленький ребенок - психолог в коротких штанишках; и особенности восприятия детьми взрослых должны быть для последних ориентирами, определяющими вхождение ребенка в сложный взрослый мир, желательно без существенных потерь.
Похвала, ласка, нежность рождают в ребенке ощущение защищенности, уверенности. Проявляйте больше внимания и терпения в отношении к ребенку, поверьте, ваши усилия не пройдут даром!